Впечатления о поездке в Израиль. Часть 3. Не совсем рай.
Пояснения – здесь. Первая часть – здесь. Вторая часть – здесь.
Впечатление от впечатлений: за первые сутки пребывания в Израиле глаза моей жены, в общем-то, много прочитавшей об Израиле до отъезда, все время округлялись, и округлялись и в отдельные моменты становились идеально круглыми.
Кроме рая, речь о котором шла в предыдущей части, все остальные места, похоже, в Израиле тоже есть:
При всей культурности водителей бытовая культура пассажиров прямо бьет в нос: когда в автобусе мы увидели наклейку с просьбой не класть ноги на сиденья,
мы подумали, что, возможно, неверно перевели ее смысл. Оказалось, таки нет – все верно (как любят повторять историки права – если какая-то законодательная норма существует, значит, в том обществе существует явление, которое она регулирует) – по нашим наблюдениям даже не тинейжеры(как можно было бы ожидать), а люди 20-30 лет обоего пола так и норовят поставить свои ботинки/туфли/кроссовки на противоположное сиденье.
В продолжение темы транспорта: люди уступают пожилым или инвалидам место, но при этом при возможности вполне могут рассесться на два сиденья, поставив на третье рюкзак и упорно сидеть так, аж пока их не попросят подвинуться.
Все автобусы кондиционированы, поэтому если едешь долго по-летнему одетым, то вполне можно простудиться. Вообще такое впечатление, что по-летнему (шорты-футболка или легкое платье) тут одеваются только приезжие. Женщины в колготках и кофтах в 30-градусную жару производят шокирующее впечатление. Но тут хоть понятно — они страдают за веру.
Следующее впечатление: неимоверная, не сравнимая даже с Одессой в летние месяцы грязь улиц и всего, что можно испачкать:
В лучшем случае тротуары просто покрыты навечно прилипшими черными пятнами жвачки.
В худшем – где больше народу – добавляются бумажки, окурки, фекалии собак (хотя в принципе многие хозяева убирают это добро за ними), пятна чего-то пролитого и засохшего и соответствующий запах. Возможно, здесь ждут сезона дождей… )
К слову, не стоит одевать светлые брюки, если собираетесь где-нибудь перекусывать: каждый пластиковый стул, на который я уселся в разных кафе разных городов Израиля, подарил моим теперь уже бывшим выходным брюкам по нескольку красивых жирных пятен. Первоначально ношение джинсов и темных брюк местными в 30-градусную жару казалось данью странной традиции, но после нескольких своих удачных посадок я начал их понимать – на темном хоть пятен не видно.
В жилых районах часто пахнет кошками.
В Израиле любят кошек, но какой-то странной любовью: в отличие от жирных одесских, их не кормят. По крайней мере, за две недели нам довелось встретить только пару нормальных сытых кошек. Остальные – тощие и вполне серьезно охотятся на птиц, впрочем, – безуспешно: каждое утро выходя из дому мы наблюдали одну и ту же картину: 4-5 кошек охотились на 2-3 удодов, клюющих что-то на лужайке.
Возможно, более сытые и более любимые кошки сидят по домам, но поскольку все окна открыты – их запах проникает везде.
К слову, бездомных собак мы не видели ни одной, а те, которых выгуливали, пышут здоровьем и купаются в хозяйской заботе.
Мы жили в пригороде Тель-Авива Бат-Яме (что-то вроде поселка Котовского в Одессе), поэтому не можем ручаться за все города, но везде где мы побывали, кроме, пожалуй, нового Акко и пары площадей в Тель-Авиве, было примерно одинаково грязно. Впрочем, на то он и страна контрастов – личное пространство при общей загаженности улиц сохраняется чистым — местный дворник мыл в пятницу первый этаж дома, где мы остановились, по-морскому и с моющим средствами.
К слову, в Бат-Яме мы снимали квартиру-студию через сервис Airbnb. При поездках по Украине мы им не пользуемся, ограничиваемся украинскими интернт-сервисами, но в Израиле решили не рисковать.
Иерусалим – долгий разговор, но что там есть в большом количестве в старом городе – бесплатные туалеты, поэтому кажется проблема специфических запахов людей решена.
Для сравнения, в старой части Акко – в том самом городе, где сохранились остатки средневековой канализации,
туалетов немного, найти их практически невозможно и они платные – 3 шекеля (при покупке билетов в музей рыцарского города Вам выдадут несколько чеков – среди них будет и отдельный чек на посещение туалета рядом с музеем – можете сэкономить). И аромат города совершенно иной – даже сильный морской ветер не может перебить стойкий запах, оставленный не добежавшими людьми. На чужих фото мы видели симпатичные фото крепостных стен, вырастающих прямо из моря… увы, сделать подобные фото крайне сложно: буквально в каждой бойнице до нас уже кто-то побывал и, как правило, с недобрыми намерениями. На замечательной набережной, стилизованной под крепостную стену и замечательно получающейся на снимках,
устроены удобные ниши для прогулок или сидения у моря, которые тоже кто-то использовал не по назначению. Причем даже сильный морской ветер не в силах избавить Вас от ароматов.
Поэтому когда в манящей бойнице крепостной стены на территории музея вместо вида на море обнаружилось всего-то полметра веток, пакетов и прочего мусора, мы были расстроены эстетически, но хотя бы не обонятельно:
В том же старом Акко улицы мыли керхером, но такое впечатление, что это им не помогает. Но в целом, если гулять с насморком, то с крепостной стены Акко можно получить и симпатичные виды:
Справедливости ради стоит отметить, что новая часть Акко вполне себе чистенькая и респектабельная (кроме, увы, новой набережной, о чем уже было сказано).
В старом городе Иерусалима, кстати, принято мыть магазинчики и кафе по-морскому – даже с порошком. Результат не очень заметен, но хотя бы жвачки на тротуарах там, действительно, меньше.
Впрочем на одном из входов в старый город Иерусалима — у ворот Ирода — лежат горы мусора.
Но поскольку это один из входов со стороны арабских кварталов и в арабские же кварталы старого города, этот мусор можно рассматривать как арабский протест евреям ) (но вид и запах при этом достаются все равно арабам.)
Понимаю, что дойдя до этого места читатель неоднократно вспомнил старый анекдот об адмирале, выискивавшем грязь на корабле. (Проверяющий адмирал, известный своей дотошностью, прибыл на судно, рыскает по всему судну в белых перчатках. Везде пальцем водит — грязь ищет. Долго и безуспешно — всё надраили к его прибытию. Наконец, добрался до одного из трюмов и где-то под трапом нашел таки грязь. Тычет грязной перчаткой в нос сопровождающему и грозно вопрошает: “ну что Вы на это скажете?”. Тот отвечает: “ну что сказать, товарищ адмирал, свинья свою грязь всегда найдет”). Мысль о нем преследовала меня все время пребывания в Израиле. В оправдание могу заметить, что тут грязь сама лезла в глаза и нос.
Продолжение следует. Следите за страничкой Бюро в Facebook.
К началу.
Первая часть – здесь. Вторая часть – здесь.